2016 m. vasario 2 d., antradienis

Забыты первые массовые депортации и  убийства Литовских людей


Aвтор текста историк: Владас  Терляцкас 
Aвторы фотографий: Juozas Kalinauskas, Lina Kalinauskaitė

Наша историческая память не сохранила эти страдания и произошедшую в Литве катастрофу. За все это, вина в основном лежит на тех тихих историках, которые по сей день так и не попытались разобраться в этой болезненной теме и вернуть ей актуальность. Но что тут поделаешь раз уж они занялись более „важными“вещами - размазыванием прошлого Литвы и своих предков.

Как известно, в 1655 году восточную часть Великого Княжества Литовского захватила армия Москвы, а Жемайтию захватили шведы. По розличным  данным, в нападении на Великое Княжество Литовское участвовало 200-300 тысяч ратников Московской армии и 20 тысяч казаков. На один только Вильнюс шло примерно 60-80 тысяч воинов. В то время, как число обороняющихся, под командованием Великого гетмана Литовского, Енуша Радзвилы едва достигало  5 - 7 тысяч человек. Мало того, что не была согласована тактика боя с полевничим гетманом В. Госиевским, городская оборонительная стена была запущена, местами обвалившаяся так и еще и население Вильнюса было охвачено паникой. Потому, как раньше нежели Московская армия приблизилась к Вильнюсу, множество беженцев из Гудии приносили жуткие вести, о тех ужасах, которые творило Московское войско и казаки, о массовой бойне, грабежах и других бесчинствах. Надвигающаяся на Вильнюс армия вырезала всех жителей Бухова, Дисны, Клецка, Мстислава, Пинска, Слонима. Дабы избежать подобной участи, практически все жители города Минска, Гардина и многих других городов сбежали в Литву и Польшу. Вильнюсский воевода П. Сапега советовал горожанам бежать, кто куда только может. (1) Бежала знать и ремесленники, бежали люди разных национальностей и вероисповеданий. Бежали и как пишется в исторических летописях, знали, что поляки и евреи обречены на безропотную кончину. (2) Бежали целые полки. Спасались, кто пешком, кто на телегах, кто в ладьях. Ректора Вильнюсской академии Бенедикта де Сакса (в возрасте семидесяти лет) на тачке вывезли из города двое студентов. Старались также вывезти многие исторические, культурные и другие ценности. Стараниями канцлера была вывезена Метрика Литвы. Магистрат загружал в телеги важнейшие дела, украшения, дорогую мебель. Вильнюсский вискуп Юргис Тишкевичус вместе с помощниками вывез гроб с мощами святого Казимира. В подвалах кафедры были спрятаны останки великих  князей, их жен, вывезли часть церковной утвари  (драгоценности, подаренною кафедре Иогаилой чашу с ампулами, Витаута Великого подарок – крест украшенный драгоценными камнями). К сожалению во время переправы через озеро на плоту, драгоценности попали в руки к казакам и навсегда пропали.  До Московского вторжения часовня святого Казимира сверкала золотом мрамором и серебром. (3) Скульптуры Божьей матери, святого Иоанна и Марии Магдалены были отлиты из чистого серебра. По утверждению одного из авторов, в кафедре было накоплено 800 цнт. серебра. (4) Викторас Петкус указывает, на то, что только на нужды обороны края, из запасов кафедры было взято около 4,5 тонн серебра. (5)Известный историк А. Виюкас-Коялавичус писал о том, что Вильнюс…так прославился, что смог бы потягатся с известнейшими городами. К его чести всего достаточно… (6). Наверное не покривил душой писатель Е. Ужурка, отмечая, что у вступившего во Дворец Правиталей, царя Алексея Михайловича зарябило в глазх от увиденной красоты габеленов, от архитектуры украшавшей стены дворца, глаза его впервые увидели такие сокровища и драгоценные украшения, картины в большинстве своем обрамленные в золото а стены от пола и до потолка заставлены полками с редчайшими книгами.  (7).
И ничто, никакие сокровища не смогли спасти Вильнюс. Ни мизерное войско Литовское, ни городское ополчение не смогли противостоять мощи Российской армии, насчитывавшей, как уже упоминалось, примерно  60-80 тысяч боевых единиц. Защита города, скорее напоминала бойню нежели сражение.
(8) Другие историки иначе описывают картину этого сражения. Всадники под командованием Е. Радзвилы бились весь день под непрерывным проливным дождем.  
(9) Соседний историк отмечает, что горожане забаррикадировавшись в замке вели сражение в течении двух суток. (10) После взятия Литовских городов, деревень и сел, здесь развернулась небывалая трагедия. Акты фанатичной жестокости и ненависти в процессе уничтожения населения. Больше всего сведений сохранилось о расправе над жителями Вильнюса. В исторических документах подчеркивается о том, что: Никогда еще не было видано большей жестокости, чем при расправе над населением Литовской столицы. (11) Убивали всех, кто попадал в руки окупантов. Не жалели ни женщин, ни стариков, ни младенцев. Не было ни жалости, ни спасения. Не избежали страшной расправы и люди укрывшиеся в храмах и моностырях. Вырезали прихожан костела Бернандинцев, Запишке. В Вильнюсе было убито множество монахов, с особой жестокостью была замучена послушница храма Бернардинцев, Дората Седлецкайте – ей были выкручены руки и отрезаны уши. (12)Тогдашняя пресса Германии, писала о событиях в Вильнюсе, о том, как были заживо сожжены женщины и дети,13 беременные женщины подвешивались за ребра не крюках. Не согласившиеся принять провославие евреи были силой загнаны в реку Нерис, где большинство из них утонуло. В традиции Московского государства навсегда укоренились азиатские традиции жестокого судопроизводства и уголовной практики. Применялся широкий спектр способов казни  и пыток к гражданам совершившим 35 преступлений.  (отрезание носа и ушей, вырывание ноздрей и обрезание губ, выкалывание глаз, отрубание рук и ног закапывание в землю живьем, заливание в глотку раскаленного метала). (14)К слову в Литве кроме отрубания рук никакие другие, не человеческие наказания не применялись, они даже не были предусмотрены в правовых актах Великого Княжества Литовского. Во многих описаниях зверств творимых окупантами, авторами подчеркивается, что в войске захватившем Литву основную массу дружины составляли поволжские татары, мордва, казаки. По всей видимости этим авторы хотели сказать о том, что все таки само Русское воинство не было таким жестоким. Сомнительно что они были менее жестокими, поскольку князь Трубецкой Алексей Никитич, назначенный царем на должность Большого воеводы за свою жестокость был прозван Мстиславским мясником. По разным данным, в 1655-1661 годах было уничтожено от 8-10 до 25 тысяч жителей города Вильнюса, что составляло одну треть тогдашнего населения города. Бранденбургский посланник сообщал, что в Вильнюсе нигде не видно живых людей. На улицах во дворах и в строениях, лежат горы мертвых тел, везде текут реки крови от которой даже покраснели копыта лошадей русских всадников.В Советское время эти кровавые события тщательно замалчивались,или маскировались выдумками о царе Алексее Михайловиче и его милосердии, навещавшем Вильнюс.  Авторы описывающие историю города Вильнюса, сочли нужным привести слова метрополита Унитской церкви, о том , что вид открывшийся перед очами царя привел его в ужас, потому он немедленно распорядился похоронить всех покойников Не была ли это целью создать иллюзию царской гуманности? Не думаю, что их принудили стать адвокатами у тех кто организовал геноцид в Литве.
Разграбленная Литва была варварски разрушена и продолжала подвергатся налетам до 1661 года. По указанию царя, из Вильнюсских костелов должны были быть собраны и отправлены в Москву мебель, колокола,содранная с крыш медь, красивейшие детали архитектуры. Разбирались изразцы и кафель с каминов и печей, мраморные подоконники, паркет, драгоценности, различные товары, исторические и культурные ценности. Наиболее пострадала Кафедра, башенные комплексы костелы, дома знати. Была сорвана медная крыша с кафедрального собора, во многих местах повреждены купола, полностью уничтожен интерьер, из запасников похищено примерно 1 900 произведений искусства. Литва потеряла статус субъекта европейской культуры. Эта святыня была превращена в конюшню. Сильно пострадали  костелы святого Казимира и Святого Миколаса. Из последнего были похищены гробы династии Сапегов. Бальзамированные останки канцлера Великого Княжества Литовского и атамана Леона Сапеги были привязаны к конским хвостам и всадники таскали их по улицам города. В общей сумме из 23 католических и 9 унитарных храмов находящихся в Вильнюсе не разоренными остались только 4. (15)
После трех дней грабежей, Вильнюс был подожжен. Пожар  который никто и не пытался тушить продолжался 17 дней и огонь пожирал все на своем пути. Столица превратилась в груду развалин и пепла. Говорилось , что в Вильнюсе ничего не осталось от Вильнюса. Польский историк Е. Рудайский точно подметил: Вильнюс, который мог конкурировать с Краковым постигла участь Карфогена  (16) (этот город в Северной Африке римляне сровняли с землей - В. Т.). Окрестности Вильнюса были разорены в радиусе 40-60 километров.
Также были разрушены и сожжены Тракай, Каунас, Гродно и множество деревень. Хотя Тракай и сдался без боя, он все равно не избежал той же участи, что и Вильнюс. Вначале город был разграблен, а после подожжен и разрушен. Разрушенными оказались обе башни и костел. Под развалинами осталось много культурных ценностей и архив. Современники утверждают о том, что в городе не осталось камня на камне. (17) Не осталось не одного помещения пригодного для проведения собраний рады, потому их проводили в Аукштадварисе. 1662 году в Тракай проживало всего 36 жителей. Восстановится после такого удара Тракай так и не смог, поэтому Тракай, как город прекратил свое существование. В своих многотомниках А. Мишкинис кропотливо регистрировал все убытки принесенные пожарами и разрушениями в больших и малых городах Литвы. К примеру., он пишет, что из за русской инвазии изчез и был опустошон Ейшишкес. (18).Сожжена деревня Валькининкай, уничтожены Пушкорские оружейные мастерские  и т.п.
В провинции, Московское войско разрушало поместья  и деревни, грабило народ, уводило скот и птицу, иначе говоря отнимало все то, что находило. В данной ситуации, проводилась политика выжженной земли. Как выглядели Литовские деревни после нашествия варварской орды, можно найти в свидетельствах современников тех событий. В письме написанном Богуславу Радзвипе сообщалось: ... все поместье (Дубингяй - В. T.) со всеми строениями и хозяйскими постройками сожжено ..., Часть челяди убита , а часть угнана в Москву. (19) В костеле все разграблено и разрушено, тела из склепа разбросаны по всему костелу... Каунасский земский судья С. Медекша проезжая из Кедайняй в Тракай, на всех обочинах видел только множество покойников.
Награбленые ценности нескончаемым потоком плыли в Москву. В 1655 году дипломат из Венеции М. Биянчи пробывший шесть месяцев  в Смоленске свидетельствует: Еслибы своими глазами не видел в течении шести месяцев этот нескончаемый поток груженных разным добром телег, угоняемых лошадей и других крупных животных, не поверил бы, поскольку насчитал не меньше 100 000 повозок груженых разным скарбом, мебелью, медью, железом, оловом, свинцом, холстом и шерстью и многое другое. (20)
J.Ужурка, разграбление Литвы описывает так: ... первая повозка из колонны на Москву вьехала уже в Смоленск, а последняя еще даже из Вильнюса не выезжала. (21) Скорее всего, художественный вымысел во многом не расходится с действительностью. Посол Англии в Москве увидел и записал то, что не заметил М. Биянчи: Добыча состоявшая из наличных денег, серебра, золота, драгоценных камней и мебели была такой огромной, что невозможно рассказать. Я был бесконечно удивлен разглядывая серебряную посуду, серебряные замки и гвозди в сундуках, покрытые серебром кареты ... (22). Для царя были привезены снятые со  дворца Радзвилы, семь позолоченных куполов, колонны изготовленные из красного и серого мрамора, паркет, вся мебель и посуда. Не вызывает сомнений и то, что и другие поместья Литовской знати также подверглись разграблению. Московский базар просто был завален товарами из Литвы, доселе Московитами невиданными. Из-за обилия товаров упала на них цена, подешевело даже серебро. Третьим ударом для Литвы стала депортация ее жителей в Россию. Особенно мастерового люда разных профессий. В XVII веке во второй его половине депортации в Россию приобрели массовый характер, появилась категория политических ссыльных. (23) Вывозили целыми семьями в бессрочную ссылку. Ихние усадьбы и поместья были сожжены или перешли в ведение царя. Депортированные различались по некоторым критериям. например,;участвовавших в войне с Русской армией, защитники осажденных городов и оказавшие другое сопротивление жители, были высланы в самые труднодоступные места. Высылки могли избежать лиш присягнувшие на верность царю и принявшие православие. „измена или волатильность" к неблагонадежным представителям знати применялись жестокие репрессии, в том числе и смертная казнь. Царь не внял челобитной из Литвы  о том чтобы не подвергать высылке мастеровых и членов их семей, так как они, как и купцы важны для казны города. Высылка мастеровых говорит о большой отсталости в области экономики и техники России. Без помощи Литовских мастеров, Россия не могла воспользоватся награбленным имуществом, так как все это нужно   было собрать, скомплектовать и начать производство товаров европейского образца к примеру оружия и т.п. Много о чем говорит и тот факт, что для любимой царем соколиной охоты требовались колокольчики, (2 000) штук было изготовлены Литовскими мастерами. Поскольку такое производство ранее не было налаженно, то требующиеся колокольчики покупались в Киненсберге. Совецкие историки вынуждены были признать тот факт, что привезенные из Литвы мастеровые славились изготовлением товаров высокого качества, были прекрасными специалистами в области прикладного искусства, и у них даже обучались Моссковские мастеровые. (24)Множество привезенных мастеровых украшали церкви, писали иконы, работали в моностырях где основали книгопечатанье, мастерские по изготовлению бумаги. Часть  имеющих высокую квалификацию, работала в царском дворце, даже в знаменитой Оружейной палате, работали граверами, оружейниками, изготовляли для царя шахматы, устанавливали памятники. Ссыльные начали строить первый в России театр при царском дворце, в труппе которого играло шестьдесят иностранных актеров. В XVII веке примерно 20 процентов жителей пригорода Москвы составляли ссыльные из Великого Княжества Литовского. (25)
Также вывозились и семьи простых граждан. M.Биянчи указывает: ...невозможно ... вернуть к работе деревенских жителей, которые были вывезены и поселены в тех местах княжества Московского, где наиболее не хватало населения ...(26) 1658 году царь издал указ, о немедленной депортации из Вильнюса и его окрестностей унитов, дабы в религии не было никаких расколов. Белорусский историк Г. Саганович выяснил, что из Великого Княжества Литовского были депортированы десятки тысяч населения. Они были поселены на территориях, где население вымерло от чумы, это Ярославская, Костромская, Суздальская, Владимирская, Вологотская и др. Источнику известно, о снизившихся на Московском рынке ценах на детей ссыльных.
Попавшие к русским в плен военные массово высылались в Сибирь. Правда, это началось еще раньше во времена войны с Ливонией. Только в 1593 году из Казани было выслано 1 000 невольников. (27) По другим сведениям, большинство Тракайских караимов были высланы в Поволжье. (28) Высылались Люди различных слоев населения и национальностей. Есть свидетельства о том, что царь планировал депортировать 300 тысяч граждан Великого Княжества Литовского. (29)
Всеми выше перечисленными методами Россия стремилась уничтожить в Литве экономику, культуру, подорвать военный потенциал, так чтобы Литва никогда больше не смогла возродится как государство. Для этих целей, оккупанты применяли и другие, ранее здесь не упоминавшиеся методы, препятствовали торговле с зарубежьем, зополонили рынок малоценными деньгами (медными монетами), армия захватила и использовала в своих собственных нуждах хозяйственные дворы и принадлежащую городу недвижимость. Русской армией были захвачены принадлежащие городу Вильнюсу Аукштадварский Куприянишский, Бурбишский, Рибишский и Леонишский хозяйственные комплексы при поместьях, со всеми мельницами шерстобитными цехами  и прочим производством, а также городской кирпичный завод с Лукишским и Ужнерскими глиняными карьерами. (30)Торговые караваны не выпускались в соседнюю Прусию, или те кто выпускался должны были оставлять в залог жен и детей.Заграничные купцы свой товар в Литву не везли, поскольку медные монеты они  не признавали. Наконец в Литве не осталось людей которые смоглибы производить и торговать товаром. Развивающаяся ранее торговля между Даутувой и Неманом замерла. От части это говорит о резком уменьшении захода иностранных судов в порт города Риги. Если в начале XVII века в него ежегодно заходило более семисот судов, то к 1700 году зашло только сорок четыре судна. (31) Не меньше пострадала тороговля и в Клайпеде, Киненсберге, Данциге. В наиболее пострадавшем Кедайняй, остовалось только двадцать процентов мастеровых .
Оставшиеся в живых и не депортированные жители деревень  не имели возможности и средств обрабатывать землю. О таком плачевном состоянии сельского хозяйства говорит и тот факт, что 45 процентов хозяйств были сожжены, разорены и превратились в дикое поле. В том нет ничего удивительного, что в краю начался голод. В восточных землях Княжества Литовского, люди стали поедать котов, собак, питаться падалью, встречались и случаи каннибализма. И как известно, в те времена вслед за голодом, всегда шли эпидемии. Чума свирепствовала в этих землях в течении года и выкосила немалую часть населения. Есть утверждения, что чуму занесла Русская армия. (32) В 1648-1667 годах по причине голода, эпидемий, массовых убийств и депортации Великое Княжество Литовское лишилось половины своего населения. (33) В Вильнюсском воеводстве оставался 41 процент, Бреславском наместьи 44 процента, Ашмянском наместье около 46 процентов жителей. Сколько-то меньше пострадала Жемайтия, ее также разоряли, жгли, убивали людей и угоняли в ссылку Шведская армия. Но это не является темой данного повествования.
Целенаправленно уничтожалась вся система образования, была прервана научная деятельность. Русские позакрывали все католические школы. Видимо такая же участь постигла и унитарные школы. Известно о том, что прекратил свою деятельность Вильнюсский университет. Много студентов и предподавателей убежали в западные страны, не выделялись средства на приобретение книг и другого оборудования необходимого в обучении студентов.
Из за тех дел Что сотворили оккупанты в Литве, в корне поменялась демографическая ситуация: замедлился прирост населения, менялась социальная и этнографическая структура в том плане, что в больших и малых городах росло количество евреев, в опустевшие деревни заселялись Белоруссы. В какой еще европейской стране произошла подобная катастрофа?! Но расплодившиеся в последнее время на печатных страницах историки (как сказал Петрас Енушас, истребители истории) цинично покрывают виновников этой катастрофы, неустанно повторяя:Литва всегда была отсталой по сравнению со своими ближайшими соседями,Фактически, начиная от1655-1661 годов не изменилось в Литве ни культура, ни способы ведения хозяйства. Таких издевательских по отношению к литовцам утверждений не возможно найти даже у Советских авторов. 
Обязанностью Сейма должно быть внесение 1655 года, как года начала депортации жителей Литвы. Условной датой можно считать 7 августа 1655 года, день взятия Вильнюса.  Но мало вероятно, что хотя бы десяток членов Сейма наберутся смелости, упорства и самосознания заявить о том как важно это сделать. По моему убеждению, 1655-1661года – стали переломными годами в истории, неизбежно приведшими к потере государственности. В поддержку нашим членам Сейма, напоминаю о том , что белорусские исследователи (например А. Тарасас), действия России на территории Великого Княжества Литовского, называют геноцидом, самым большим несчастием в истории. Со слов Г. Сагановича, 1654-1667 года стали наиболее трагичными и самыми искажаемыми. (34)Своими сомнениями и страхом мы потакаем людям сочиняющим фальшивки, при этом не лелея настоящую историческую память. Писатель С. Цвегас проницатально изрек: Iисторическое действие можно считать законченным ... лишь тогда, когда оно станет достоянием потомков.

http://www.llks.lt/Terleckas1.htm
Список литературы:
1. История города Вильнюса, Вильнюс 1968, с. 164.
2. Памятники русской старины в запанных губерниях империи. Санкт Петербург, 1874, с. 51.
3. В. Петкус. Часовни базилики Вильнюсской Архикафедры, Вильнюс, 1994, с. 36.
4. Сокровищница Вильнюсской Кафедры. Вильнюс, 2002, с. 291.
5. В. Петкус Мин. вейк., p. 36.
6. A.Виюкас-Коялавичус. История Литвы, Вильнюс, 1988, с. 207.
7. Е. Ужуркa. Потоп, Вильнюс, 2007, с. 101.
8. История города Вильнюса, с. 166.
9. Р. Баура, Д. Kaрвелис. История войн, Вильнюс, 2000, . 1, с. 174.
10. A. E. Тарас. Войны Московсской Руси с Великим княжеством Литовском и Речью Посполитой в XIV-XVII веках, Мшск, 2006, с. 700.
11. Памятники русской старины в запанных губерниях империи, с. 52.
12. Цеха культуры, 1997, пг. 8-9, 10.
13. Там же.
14. Ф. Г. Сафронов. Ссылка в Восточную Сибирь в XVII веке, Якутск, 1967, с. б, 12.
15. З. Кяупа. Оценка пути Литовской культурыLietuvos до 1990 г.,Вильнюс, 2006, с. 41.
16. Цитатыl: Г. Саганович. Невядомая война 1654-1667, Mihck, 1995, с. 47.
17. A. Балинис и др.Город Тракай и его замок, Вильнюс, 1991, p. 100.
18. A.Мишкинс, Большие и малые города Восточной Литвы, Вильнюс, 2006, p. 648.
19. Цеха культуры, 2006, nr. 2, p. 85.
20. M. Биянчи. Короткое повествование о Литовско-Польской войне против Москвы в середине XVII века. , Вильнюс, 2004, p. 139.
21. Е Ужурка. Мин. вейк., p. 128.
22. Цитаты: В. Даугирдайте-Сруогене. История Литвы, Чикаго, 1956, p. 579.
23. Ф. Г. Сафронов. Ук. соч., с. 15-16.
24. Л. С. Абецедарский. Белоруссия и Россия, Москва, 1978, с. 225.
25. Tам же, р. 213.
26. M. Биянчи. Mин. вейк., р. 139.
27. В. П. Грицкевич. От Немана к берегам Тихого океана, Mihck, 1986, с. 23.
28. В. Kвиклис. Наша Литва, Вильнюс, 1989, t. 1, p. 452.
29. A. E. Тарас. Ук. соч., с. 732.
30. История города Вильнюса, p. 168.
31. П. Шальчюс.Записи. История Литовской торговли, Вильнюс, 1998, p. 90.
32. A. E. Тарас. Ук. соч., с. 732.
33. M. Биянчи. Mин. вейк., p. 34.
34. Г. Саганович. Ук. соч., с. 5.
Более подробно об этой теме рекомендуеи читать в авторской работе „Фальсификация истории Литвы и вызовы презрения" (2009), которую можно недорого приобрести в книжных магазинах находящихся на улицах Пилес и Антакальне.



1 komentaras:

  1. Merkur & Ferencia: Merkur & Ferencia Merkur
    Merkur & Ferencia merkur - Merkur https://febcasino.com/review/merit-casino/ & 바카라 사이트 Ferencia Merkur in Solingen, Germany - Merkur - Merkur Merkur - MERKUR - febcasino.com Merkur 출장마사지 & Ferencia poormansguidetocasinogambling.com Merkur

    AtsakytiPanaikinti